Часто задаваемые вопросы

Могут ли полицейские Магаданской области составлять протоколы на нарушителей тишины в ночное время по областному закону об административных правонарушениях?

Ответственность за нарушение тишины и покоя граждан в ночное время предусмотрена статьей 3.1 Закона Магаданской области от 15 марта 2005 г. № 583-ОЗ «Об административных правонарушениях в Магаданской области» (далее – Закон № 583-ОЗ).

С января 2019 года сотрудникам органов внутренних дел Магаданской области переданы полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях по следующим трем статьям Закона № 583-ОЗ:

статья 3.1 - Нарушение тишины и покоя граждан (части 1, 2 и 4);

статья 3.3 - Приставание к гражданам;

статья 3.20 - Нарушение общественного порядка, выразившееся в отправлении естественных надобностей человека в общественных местах вне специально отведенных для этого мест.

Передача полномочий произведена на основании соответствующего Соглашения, заключенного между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Правительством Магаданской области, и утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 г. № 3048-р.

Напомним, что материалы об административных правонарушениях, предусмотренных указанными статьями Закона № 583-ОЗ, рассматривают мировые судьи.


Часто в сериалах о полиции задержанные граждане говорят сотрудникам полиции о праве на один телефонный звонок. Имеет ли право на телефонный разговор задержанное лицо по законам Российской Федерации?

В соответствии с пунктом 7 статьи 14 Федерального Закона «О полиции» от 07.02.2011 № З-ФЗ задержанное лицо в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, если иное не установлено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, имеет право на один телефонный разговор в целях уведомления близких родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения. Такое уведомление по просьбе задержанного лица может сделать сотрудник полиции.

Однако есть исключения, когда право на телефонный разговор не предоставляется и уведомление не осуществляется в случаях, если задержанными лицами являются лица:

- совершившие побег из-под стражи, уклоняющиеся от отбывания уголовного наказания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания либо не прибывшие к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок;

- уклоняющиеся от исполнения административного наказания в виде административного ареста, - до передачи их в места отбывания административного ареста;

- находящиеся в розыске, - до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений;

- уклоняющиеся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия, - до передачи их в учреждения, обеспечивающие исполнение таких мер;

- уклоняющиеся от следования в специализированные лечебные учреждения для исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера;

- совершившие побег из психиатрического лечебного учреждения или скрывающихся от назначенной судом недобровольной госпитализации в такое учреждение, - до передачи их в психиатрическое лечебное учреждение.


Мой 13-летний сын повредил прилавок магазина. Могут ли меня обязать платить за ремонт прилавка магазина?

Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетним не достигшим четырнадцати лет (малолетним), в соответствии со статьей 1073 Гражданского кодекса Российской Федерации несут его родители (усыновители), опекуны, а также организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую он был помещен под надзор, если они не докажут, что вред возник не по их вине. Поэтому организация или индивидуальный предприниматель, которому принадлежит магазин, может подать к Вам соответствующее исковое заявление о возмещении ущерба в суд.

Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет самостоятельно несут ответственность за причиненный вред на общих основаниях (ст. 1074 ГК РФ).


Куда можно пожаловаться на сотрудника полиции, и какие меры реагирования должны быть приняты по жалобе?

О противоправных действиях сотрудников полиции можно сообщить его непосредственному руководителю, в инспекцию по личному составу, в службу собственной безопасности органа внутренних дел, а также в органы прокуратуры. По обращению гражданина будет проведена служебная проверка, по результатам которой - определены меры реагирования.


На какой срок имеют право задержать человека в полиции?

Срок административного задержания не должен превышать три часа, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 27.5 « Сроки административного задержания» КоАП РФ.

Административное задержание на срок не более 48 часов может применяться лишь в случае, если имеются достаточные основания считать его необходимым и соразмерным для обеспечения производства по конкретному делу об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено наказание в виде административного ареста.

Орган дознания, дознаватель, следователь вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы. По истечении 48 часов с момента задержания подозреваемый подлежит освобождению, если в отношении его не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу либо суд не продлил срок задержания в порядке, установленном пунктом 3 части седьмой статьи 108 Уголовно-процессуального кодекса РФ (Ст. 94 УПК РФ «Основания освобождения подозреваемого).


Что такое программа «Безопасный город»?

Программа «Безопасный город» - это комплекс программно-аппаратных средств и организационных мер для обеспечения видеоохраны и технической безопасности, а также для управления в едином информационном пространстве объектами жилищно-коммунального хозяйства и другими распределёнными объектами.

Комплексная система «Безопасный город» предназначена для автоматизации решения наиболее важных задач современных городов. В первую очередь, это техническая поддержка служб общественной безопасности, чрезвычайных служб.

Программа «Безопасный город» является важнейшим элементом оснащения правоохранительных органов и всех экстренных служб современными техническими средствами и системами информирования.


Какие документы имеет право требовать сотрудник дорожно-патрульной службы (ДПС), остановивший автомобиль?

Водитель должен иметь при себе и по требованию сотрудников ДПС передавать им для проверки: водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории, а в случае изъятия в установленном порядке водительского удостоверения – временное разрешение; регистрационные документы и талон о прохождении государственного технического осмотра на данное транспортное средство, а при наличии прицепа - и на прицеп; документ, подтверждающий право владения, или пользования, или распоряжения данным транспортным средством, а при наличии прицепа - и на прицеп - в случае управления транспортным средством в отсутствие его владельца; в установленных случаях путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов - документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов; страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.


Имеют ли право сотрудники патрульно-постовой службы (ППС) останавливать и досматривать автомобилистов?

Да, имеют. При наличии определенных оснований. Например, при нарушении ПДД, при наличии ориентировки о том, что данное транспортное средство находится в розыске или используется в противоправных целях.


При каких обстоятельствах сотрудник полиции может воспользоваться моим личным автомобилем? Вправе ли я ему отказать?

Полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право использовать транспортные средства организаций, общественных объединений или граждан, кроме принадлежащих дипломатическим, консульским и иным представительствам иностранных государств, международным организациям и транспортных средств специального назначения, для проезда к месту стихийного бедствия, доставления в лечебные учреждения граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, преследования лиц, совершивших преступления, и доставления их в полицию, а также для транспортировки поврежденных при авариях транспортных средств и проезда к месту происшествия или сбора личного состава полиции по тревоге в случаях, не терпящих отлагательства, с отстранением при необходимости водителей от управления этими средствами.


Имеет ли право полиция не приезжать на телефонный вызов? И если да, то в каких случаях?

Сотрудники полиции в любом случае обязаны приехать на вызов.


Я написал заявление о краже, какие документы мне должны выдать?

При личном обращении в дежурную часть органа внутренних дел одновременно с регистрацией заявления (сообщения) о происшествии оперативный дежурный обязан выдать Вам талон-уведомление. В нем указываются: сведения о сотруднике, принявшем сообщение о происшествии, регистрационный номер по Книге учета сообщений о происшествиях, наименование органа внутренних дел, адрес и служебный телефон, дата приема и подпись, инициалы и фамилия оперативного дежурного.


Имеет ли право полиция не принять заявление? И если да, то при каких условиях?

Органы внутренних дел обязаны принимать все поступающие к ним заявления.


Как узнать информацию (ФИО, рабочий телефон, адрес и время приема граждан и т.п.) о своем участковом?

Информацию о своем участковом можно узнать в дежурной части территориального органа внутренних дел или на официальном сайте МВД, ГУВД, УВД по субъекту РФ.

Если позвонивший в дверь представился участковым, как проверить, говорит ли он правду?

Попросить его предъявить служебное удостоверение.


Надо ли звонить в полицию, если я стал свидетелем подозрительной ситуации, которая показалась мне имеющей отношение к совершению преступления? Обязана ли полиция принять и зарегистрировать мое обращение?

Большинство преступлений раскрывается благодаря активному участию граждан. Сотрудники полиции в любом случае обязаны принять и зарегистрировать ваше обращение.


У меня угнали автомобиль. Где можно посмотреть, числится ли он во всероссийском розыске?

Обратитесь в ближайшее отделение ГИБДД, там установлены соответствующие базы данных.

В территориальном органе внутренних дел по месту подачи заявления об угоне.


Что означает статус «не соответствует» или «не действительный» при проверке паспортов?

В пункте 12 постановление Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 N 828 "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации" содержится перечень оснований для замены паспорта. При их наличии основной документ гражданина Российской Федерации считается недействительным и подлежит замене. Вот эти основания: достижение возраста, предусмотренного пунктом 7 указанного Положения; изменение гражданином в установленном порядке фамилии, имени, отчества, изменение сведений о дате (число, месяц, год) и / или месте рождения; изменение пола; непригодность паспорта для дальнейшего использования вследствие износа, повреждения или других причин; обнаружение неточности или ошибочности произведенных в паспорте записей.


Произошла следующая ситуация, мой друг, используя свой компьютер, подключенный к компьютерной городской сети города Магадана, в сетевом «файлообменнике» предоставил свободный доступ к некоторому числу текстовой информации, в том числе к папке, содержащей файл с текстом одной из запрещенных к распространению книг Адольфа Гитлера. Подскажите, правда ли, что за это предусмотрена административная ответственность?

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее – Федеральный закон № 114) информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании заявления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому или уголовному делу.

Действия Вашего друга могут быть расценены как посягающие на общественный порядок и общественную безопасность и квалифицированы по статье 20.29 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ) – распространение экстремистских материалов.

Объективную сторону рассматриваемого административного правонарушения составляет деятельность по распространению экстремистских материалов, их производству либо хранению в целях распространения.

Обязательными признаками указанного административного правонарушения являются признание информационных материалов экстремистскими на основании решения суда и включение их в федеральный список экстремистских материалов, составляемый Министерством юстиции Российской Федерации и подлежащий опубликованию на сайте http://minjust.ru/ru/extremist-materials.

Статьей 13 Федерального закона № 114-ФЗ на территории Российской Федерации запрещено распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производство, хранение или распространение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой ответственность.

Как показывает имеющаяся судебная практика рассмотрения Магаданским городским судом дел об административных правонарушениях по статье 20.29 КоАП РФ, лица, хранящие и размещающие папки и файлы, которые содержат экстремистские материалы (как и ваш друг), неоднократно привлекались к административной ответственности.

Напоминаем! Размещая какую-либо информацию в городской сети и сети Интернет, Вы несете ответственность за содержание размещаемых документов. Будьте бдительны и осторожны!


Реструктуризация долгов гражданина

С 01.10.2015 вступил в силу Федеральный закон от 29.06.2015 № 154-ФЗ «Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 30.06.2015). Поправки внесены также в Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ" О несостоятельности (банкротстве)" (далее – Закон о банкротстве).

Понятие реструктуризация долгов гражданина (иначе - физического лица, должника) связано с рассмотрением дела о банкротстве физического лица.

Дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом.

Подать в арбитражный суд заявление о признании должника банкротом имеют право должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы при условии, что долги гражданина составляют не менее 500 000 рублей и их уплата просрочена минимум на 3 месяца.

По общему правилу на момент подачи заявления кредитору надо иметь вступившее в законную силу решение суда о взыскании с физического лица задолженности. Однако решение не потребуется, если задолженность возникла, например, из-за неуплаты гражданином обязательных платежей (налогов, пеней, штрафов) или алиментов, из-за неисполнения кредитного договора с банком или любого нотариально удостоверенного договора (пункты 12 статьи 213.5 новой редакции Закона о банкротстве).

Есть случай, когда гражданин обязан подать в суд заявление о признании себя банкротом - если совокупный долг, который он не в силах погасить, достиг 500 000 рублей.

Гражданин вправе подать в арбитражный суд заявление о признании банкротом в случае предвидения банкротства при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он не в состоянии будет исполнить денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок. В этом случае должнику придется доказывать наличие обстоятельств, которые не позволяют ему в установленный срок рассчитаться с долгами. Кроме того, у него должны иметься признаки неплатежеспособности или недостаточности имущества - потеря способности своевременно и полностью выполнять свои финансовые обязательства, обусловленная финансовым положением, отсутствием свободных средств или имущества.

Также гражданин должен внести на депозит суда 10 000 рублей  на выплату вознаграждения финансовому управляющему. По ходатайству гражданина арбитражный суд вправе предоставить гражданину отсрочку внесения этих денежных средств сроком до даты судебного заседания по рассмотрению обоснованности заявления о признании гражданина банкротом. Если суд признает заявление обоснованным, эти деньги пойдут на выплату единовременного вознаграждения финансовому управляющему (пункт 3 статьи 20.6пункт 4 статьи 213.4 Закона о банкротстве). Если заявление подают кредиторы гражданина, то внесение депозита ложится на них.

Суд должен рассмотреть заявление о признании гражданина банкротом не ранее чем через 15 дней и не позднее чем через 3 месяца с даты его принятия (пункт 5 статьи 213.6 Закона о банкротстве).

Если, рассмотрев заявление, суд установит, что оно отвечает всем требованиям, изложенные в нем доводы документально подтверждены, а неплатежеспособность должника доказана, выносится определение о признании заявления обоснованным и введении реструктуризации долгов гражданина (пункты 12 статьи 213.6 Закона о банкротстве). Назначается финансовый управляющий, который будет руководить процессом банкротства гражданина. По требованию финансового управляющего гражданин обязан представлять ему любые сведения о составе своего имущества, месте его нахождения, о составе своих обязательств, кредиторах и другие данные, имеющие отношение к делу о банкротстве (пункт 4 статьи 213.6пункты 19 статьи 213.9 Закона о банкротстве).

С даты вынесения судом вышеуказанного определения, вводится мораторий на удовлетворение требований по денежным обязательствам перед кредиторами и об уплате обязательных платежей. С этой же даты прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), а также процентов по всем обязательствам гражданина, кроме тех, что возникли уже после принятия заявления о банкротстве; приостанавливаются имущественные взыскания по исполнительным документам (за рядом исключений, в частности взыскания алиментов, возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью).

План реструктуризации долгов гражданина составляется, если он имеет хотя бы один постоянный источник дохода; не имеет неснятой или непогашенной судимости за экономические преступления; в течение года до подачи заявления о банкротстве не подвергался административному наказанию за мелкое хищение, умышленное уничтожение или повреждение имущества либо за фиктивное или преднамеренное банкротство.

Проект плана реструктуризации могут разработать и сам гражданин, и его кредиторы. На это отводится 2 месяца и 10 дней с даты публикации сообщения о признании обоснованным заявления о признании банкротом гражданина. Потом проект плана и сопутствующие документы должны быть направлены для ознакомления и одобрения финансовому управляющему, а также всем кредиторам и другим заинтересованным лицам, а по окончании составления плана он утверждается судом.

В проект плана обязательно должны быть включены порядок и сроки погашения требований (с учетом процентов) всех известных гражданину кредиторов. Срок реализации плана составляет не более 3 лет и может быть продлен еще на 3 года.

Реструктуризация долгов считается успешно оконченной после того, как на судебном заседании будут рассмотрены и одобрены результаты исполнения плана и в итоге суд вынесет определение о завершении реструктуризации.

После объявления гражданина банкротом, он в течение 5 лет не сможет брать кредиты и займы без указания на факт своего банкротства; подавать в суд новое заявление о своем банкротстве. Если же в этот 5-летний период гражданин все-таки будет повторно признан банкротом по инициативе кредиторов, то даже после продажи его имущества оставшиеся долги перед кредиторами ему не спишут.

В течение 3 лет после своего банкротства гражданин не вправе участвовать в управлении организацией, например, занимать должность руководителя компании или входить в состав совета директоров.

С кредиторами возможно заключить и мировое соглашение. В этом случае прекращается действие плана реструктуризации и моратория на удовлетворение требований кредиторов. Гражданин начинает погашение задолженности на условиях, которые указаны в соглашении. Если же он их нарушит, то производство по делу о банкротстве может быть возобновлено, и суд в этом случае введет реализацию имущества.


Компенсация сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации расходов, связанных с переоформлением авиабилета

Пунктом 2 Порядка оплаты проезда сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и членам их семей, а также выплаты денежной компенсации расходов, связанной с оплатой проезда, членам семей и родителям погибшего (умершего) сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД  России от 16 мая 2012 г. № 514 (далее – Порядок), установлено, что лицам, указанным в подпунктах 1.1 и 1.2 пункта 1 Порядка (в том числе сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации), при приобретении документов за свой счет оплачиваются (компенсируются) расходы, связанные с проездом железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным транспортом (за исключением такси).

Также подлежат оплате (компенсации) расходы:

1. за пользование постельными принадлежностями;

2. за проезд в вагонах повышенной комфортности;

3. за комплекс услуг, включаемых в стоимость плацкарты;

4. за оплату установленных на транспорте дополнительных сборов, за исключением:

а) добровольного страхового сбора;

б) других дополнительных услуг, направленных на повышение комфортности пассажира, в том числе изменение классности билета;

в) расходов, связанных с доставкой билетов, переоформлением билетов по инициативе пассажиров, доставкой багажа, сдачей билета в связи с отказом от поездки (полета) или опозданием на поезд, самолет, автобус, судно.

Таким образом, расходы, связанные с переоформлением авиабилета по инициативе пассажира, оплате не подлежат.


Условия хранения оружия и патронов по месту жительства

В связи с образованием Войск национальной гвардии Российской Федерации имеет ли в настоящее время полиция право проверять условия хранения оружия и патронов у граждан по месту жительства.

Пунктом 59 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 814, установлено, что граждане Российской Федерации должны хранить принадлежащее им оружие и патроны по месту жительства в запирающихся на замок сейфах или металлических шкафах, ящиках из высокопрочных материалов либо в деревянных ящиках, обитых железом с соблюдением условий, обеспечивающих сохранность оружия и патронов, безопасность их хранения и исключающих доступ к ним посторонних лиц. Органы внутренних дел по месту жительства владельцев имеют право проверять условия хранения зарегистрированного ими оружия.            

Пунктом 22 части 1 статьи 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» закреплено право полиции проверять места хранения оружия, если имеются данные, дающие основания подозревать граждан в совершении преступления, либо имеется повод к возбуждению дела об административном правонарушении; проверять у граждан документы, подтверждающие законность владения (использования) ими гражданским или служебным оружием.


Правда ли, что сотрудники ГИБДД теперь не выдают справки о ДТП?

Из Административного регламента исключены положения, предусматривающие при оформлении ДТП выдачу сотрудниками полиции участникам происшествия справки о ДТП. Отдельная справка о ДТП выдаваться не будет.

То есть, начиная с 20 октября 2017 года, при оформлении ДТП сотрудниками полиции будут оформляться исключительно процессуальные документы, предусмотренные законом (например, протокол об административном правонарушении или постановление по делу об административном правонарушении). В таких процессуальных документах будут кратко изложены сведения, которые ранее содержались в справке о ДТП (сведения о транспортных средствах и их повреждениях, о страховых полисах ОСАГО, участниках происшествия).


Можно ли в настоящее время гражданину производить фотовидеосъемку общения с сотрудниками Госавтоинспекции?

В новом Административном регламенте отсутствует положение, которое было в предыдущем приказе и запрещало сотрудникам Госавтоинспекции препятствовать гражданам производить фотовидеосъемку общения с сотрудниками.

Многими автолюбителями и экспертами данный факт был трактован иначе, с позиции исключения из регламента права граждан осуществлять фотовидеосъемку инспектора.

Указанная норма исключена из Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения, так как данный вопрос в достаточной степени урегулирован действующим законодательством.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона "О полиции" деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-розыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций.

Право граждан свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом закреплено в статье 29 Конституции Российской Федерации.

Ограничение такого права возможно в рамках осуществления охранных либо оперативно-розыскных мероприятий, рассмотрения дела об административном правонарушении, а также в целях защиты государственной и иной охраняемой законом тайны, защиты прав граждан, общественных объединений и организаций (например, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральный закон от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5485-1 «О государственной тайне»).

Например, если водитель снимает на телефон место ДТП и мешает при этом инспектору выполнять служебные обязанности, тот может потребовать прекратить съемку. Либо в регионе введен режим контртеррористической операции, в этом случае сотрудник ДПС должен проинформировать об этом водителя и попросить выключить камеру.

Положений, позволяющих сотруднику полиции запрещать участнику дорожного движения использование фото-, видео и звукозаписывающей аппаратуры без наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации оснований в Административном регламенте не содержится.


Возможность фиксации рассмотрения административного дела с помощью средств аудиозаписи

В соответствии с пунктом 3 статьи 24.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, и граждане, присутствующие при открытом рассмотрении дела об административном правонарушении, имеют право в письменной форме, а также с помощью средств аудиозаписи фиксировать ход рассмотрения дела об административном правонарушении.

Это означает, что указанные лица вправе делать письменные заметки, а также фиксировать ход рассмотрения дела при помощи устройств аудиозаписи без специального разрешения, т.е. они вправе не уведомлять судью, орган, должностное лицо, рассматривающих дело, других участников производства об использовании ими собственных звукозаписывающих устройств. Вместе с тем кино-, фотосъемка, видеозапись, трансляция открытого рассмотрения дела об административном правонарушении по радио, телевидению и в Интернете допускаются только с разрешения судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении. В этом случае участники производства по делу об административном правонарушении, а также присутствующие на рассмотрении дела лица, в том числе представители СМИ, вправе обратиться к судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело, с соответствующей просьбой (ходатайством), которая разрешается по общим правилам, установленным в статье 24.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях . Такая просьба (ходатайство) могут заявляться как в устной, так и в письменной форме. В случае вынесения определения об отказе в удовлетворении ходатайства в нем должны быть приведены мотивы принятого решения.


Почему в некоторых страховых компаниях полисы ОСАГО продаются по ценам, существенно ниже предлагаемых в других страховых организациях? Можно ли приобретать такие полисы?

Если полисы ОСАГО продаются по заниженным ценам, это изначально свидетельствует о вероятности использования поддельных бланков страховых полисов. Сразу надо учитывать, что приобретение и использование поддельных полисов ОСАГО не обеспечит страхование Вашей ответственности при наступлении страхового случая.

Так, при расчете стоимости полиса ОСАГО применяются тарифы, установленные Указанием Банка России от 28 июля 2020 г. № 5515-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Эти страховые тарифы обязательны для применения страховыми организациями в отношении каждого страхователя. Страховые тарифы, не соответствующие требованиям, установленным Банком России, страховые организации применять не могут.

Для того, чтобы исключить приобретение поддельного (нелегального) полиса ОСАГО, прежде всего, необходимо проверить наличие у страховой компании действующей лицензии. Это можно сделать на официальном сайте Банка России в сети Интернет (адрес: www.cbr.ru, раздел «Финансовые рынки» - «Надзор за участниками финансовых рынков» - «Субъекты страхового дела» - «Реестры субъектов страхового дела»).

Если Вы приобретаете полис ОСАГО у страхового агента, который действует от имени страховой организации, необходимо проверить наличие у него соответствующей доверенности. Проверить информацию о том, что конкретный страховой агент на законном основании может выступать от имени страховой организации, можно и на официальном сайте соответствующей страховой организации в сети «Интернет».

Кроме того, проверить действительность страхового полиса можно на официальном сайте Российского Союза Автостраховщиков в сети «Интернет» по адресу: www.autoins.ru.

Обращаем внимание, что действия граждан, которые приобретают и используют заведомо поддельный полис ОСАГО, могут квалифицироваться как противоправное деяние, влекущие привлечение к ответственности, в том числе в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации.


Можно ли возить ребенка на заднем сиденье автомобиля без кресла?

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2017 года № 761 внесены изменения в Правила дорожного движения, определяющие новые требования к перевозке детей в автомобиле, которые 12 июля 2017 года вступили в силу. Правила стали строже: некоторые изделия, которые раньше допускались вместо автокресла, теперь использовать не разрешается.

Для детей до 7 лет обязательно использование кресла или люльки. Эти детские удерживающие устройства разделены на группы в зависимости от веса ребенка. Нужно использовать изделие соответствующей весовой группы.

Отсутствие подобного детского удерживающего устройства грозит штрафом в 3000 руб. Кресло или люльку можно устанавливать как на переднее, так и на заднее сиденье. Крепить согласно инструкции. Если изделие оборудовано собственными ремнями безопасности, то именно ими и следует пристегивать ребенка. Если ремней нет, то использовать следует штатный ремень безопасности согласно инструкции к детскому удерживающему устройству. Использование заменителей кресел - таких как адаптеры ремней безопасности - теперь не допускается.

Для детей от 7 до 12 лет использование детских удерживающих устройств - дело добровольное, если ребенок сидит сзади (в этом случае достаточно его пристегнуть штатным ремнём безопасности автомобиля). На переднем сиденье обязательно использование кресла или бустера, соответствующего весу ребенка. При отсутствии детского удерживающего устройства при перевозке ребёнка в возрасте от 7 до 12 лет на переднем сиденье - штраф 3000 руб.

Детей старше 12 лет можно перевозить в автомобиле без использования детских кресел или бустеров, пристегивая штатным ремнем безопасности. Правительство дает возможность перевозить ребенка, пристегивая лишь ремнем безопасности, такое послабление сделано только для детей старше
12 лет, которые не могут уместиться в автокресла в силу высокого роста (выше 150 см) или веса (больше 36 кг). Для остальных выбор должен быть однозначен — только детские автокресла, подобранные по росту и весу ребенка. Все детские удерживающие устройства или системы должны быть сертифицированы, в противном случае они не попадают под это понятие и перевозка детей в таких устройствах не разрешается. Вместе с тем, в некоторых случаях, разрешается применять адаптер ремней безопасности. Однако, для их применения необходимо, чтобы данный адаптер имел сертификат, в котором указано, что он является детским удерживающим устройством (системой). Самое безопасное место для размещения детского автокресла в автомобиле – на заднем сиденье по центру. Второе по безопасности место – сзади за водительским сиденьем. Ребенок всегда должен быть пристегнут во время движения автомобиля, даже при поездках на короткие расстояния. В поездках ребенку можно играть только мягкими игрушками. Размещать ребенка в автокресле нужно так же правильно. Внимательно изучите инструкцию по перевозке ребенка в детском удерживающем устройстве. Усадив ребенка в автокресло, необходимо пристегнуть его ремнями безопасности детского автокресла или трехточечными ремнями безопасности, в зависимости от группы удерживающего устройства. Далее необходимо проверить силу натяжения ремней. Они не должны быть ослаблены и провисать.

В соответствии с ч. 3 ст. 12.23 КоАП нарушение требований к перевозке детей, установленных Правилами дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на водителя в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц - двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - ста тысяч рублей.


Как возвращают водительское удостоверение после истечения срока лишения права на управление транспортным средством?

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 октября 2018 года № 1210 внесены изменения в Правила возврата водительского удостоверения после утраты оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами. Изменения вступили в силу 20 октября 2018 года.

Чтобы вернуть права автомобилисту теперь придется не только сдать теоретический экзамен на предоставление специального права на управление транспортными средствами, но и оплатить в установленном порядке все наложенные на него административные штрафы за административные правонарушения в области дорожного движения.

В случае, если водителя лишили прав за управление автомобилем в состоянии опьянения, отказ от медицинского освидетельствования на состояние опьянения (ч. 1 ст. 12.8, ч. 1 ст. 12.26, ч. 3 ст. 12.27 КоАП РФ), придется еще пройти процедуру медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством.

Возврат водительского удостоверения лицу, лишенному права на управление, осуществляется в подразделении Госавтоинспекции по месту исполнения постановления суда по делу об административном правонарушении в день обращения. Возврат водительского удостоверения может осуществляться в ином подразделении Госавтоинспекции в случае подачи соответствующего заявления не позднее 30 дней до окончания срока лишения права на управление транспортными средствами.


Предусмотрена ли административная ответственность за отсутствие жилета в транспортном средстве или на водителе?

Сотрудники дорожно-патрульной службы не вправе требовать от водителя транспортного средства предъявления жилета или куртки с полосами светоотражающего материала при проверке документов или при осуществлении других административных процедур.

Административная ответственность за отсутствие жилета в транспортном средстве или на водителе не предусмотрена (указанная позиция изложена в письме ГУОБДД МВД России от 25.04.2018 № 3/187705310471). 


Куда следует обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченной госпошлины за выдачу паспорта, удостоверяющего личность гражданина РФ за пределами территории Российской Федерации?

Главным администратором государственной пошлины за совершение действий, связанных с въездом в Российскую Федерацию или выездом из Российской Федерации, является Министерство внутренних дел Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации для возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины:

- заявление подается плательщиком государственной пошлины в орган (должностному лицу), уполномоченный совершать юридически значимые действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина;

К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины прилагаются подлинные платежные документы (в случае, если государственная пошлина уплачена в наличной форме) или копии платежных документов (в случае, если государственная пошлина уплачена в безналичной форме).

Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Возврат излишне уплаченной суммы государственной пошлины производится в течение одного месяца со дня подачи указанного заявления о возврате.


Влечет ли обязательное увольнение со службы в органах внутренних дел Российской Федерации предоставление сотрудником неполных сведений о доходах (расходах)?

Статьей 82.1 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон о службе) установлено, что сотрудник подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае непринятия мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, а также совершения иных действий, указанных в данной статье.

Согласно статье 50.1 Закона о службе за несоблюдение сотрудником ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов налагаются взыскания, предусмотренные частью 1 статьи 50 Закона о службе.

Частью 1 статьи 51.1 Закона о службе определено, что взыскания, предусмотренные статьями 50.1 и 82.1 Закона о службе, налагаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о службе в органах внутренних дел, с учетом особенностей, установленных названной статьей.

Частью 3 статьи 51.1 Закона о службе предусмотрено, что при наложении взысканий за коррупционные правонарушения учитываются характер совершенного коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение сотрудником других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты выполнения сотрудником своих служебных обязанностей.

Таким образом, предоставление сотрудником неполных сведений о доходах (расходах) не влечет его безусловного увольнения со службы. Данный вывод подтверждается Обзором практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, подготовленным Минтрудом России (исх. № 18-2/10/П-1526 от 21 марта 2016 г., размещен на официальном сайте Минтруда России).


О порядке предоставления администрациями гостиниц в территориальные органы МВД России информации о регистрации и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания

17 февраля 2019 года вступил в силу приказ МВД России от 9 июля 2018 г. № 435 «Об утверждении Порядка представления администрациями гостиниц, санаториев, домов отдыха, пансионатов, кемпингов, туристских баз, медицинских организаций или других подобных учреждений, учреждений уголовно-исполнительной системы, исполняющих наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, информации о регистрации и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания в территориальные органы МВД России и Типовой формы соглашения об информационном взаимодействия» (приказ зарегистрирован в Минюсте России 5 февраля 2019 года, регистрационный № 53694). Указанным приказом МВД России предусмотрена организация информационного взаимодействия заинтересованных поставщиков информации с территориальными органами МВД России на региональном и районном уровнях на основании заключенного с территориальным органом МВД России на региональном уровне соглашения об информационном взаимодействии, типовая форма которого приведена в приложении к приказу МВД России.

Поставщики информации, за исключением учреждений уголовно-исполнительной системы, исполняющих наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, не направляют в территориальный орган МВД России информацию в случаях, предусмотренных частями двенадцатой - пятнадцатой статьи 5 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г.
№ 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».

Для заключения соглашения об информационном взаимодействии поставщики информации направляют в территориальный орган МВД России на региональном уровне (почтовым отправлением либо нарочно) проект соглашения, содержащий сведения о наименовании поставщика информации, адресе его местонахождения и выбранном способе передачи информации. При этом поставщики информации самостоятельно выбирают один из способов передачи информации.

При передаче информации на электронных носителях или с использованием сетей электросвязи, поставщику информации по окончании срока действия сертификата ключа проверки усиленной квалифицированной электронной подписи необходимо сообщить в территориальный орган МВД России на региональном уровне актуальные сведения о вновь выпущенном сертификате ключа проверки электронной подписи (включая наименование удостоверяющего центра, выдавшего сертификат и сроке его действия), а также передать соответствующий сертификат ключа проверки электронной подписи, на основании которых подписывается дополнительное соглашение. Отсутствие обновленных сведений может являться основанием для приостановления действия соглашения до их представления в вышеуказанном порядке.

Поставщик информации обязан уведомить соответствующий территориальный орган МВД России в письменной форме в суточный срок о невозможности своевременного предоставления информации с указанием причин. В случае возникновения технических сбоев передачи информации с использованием сетей электросвязи на период их устранения уполномоченное на принятие решения должностное лицо территориального органа МВД России на региональном уровне поручает принимать и вносить в информационную систему МВД России информацию от поставщика информации соответствующему территориальному органу МВД России на районном уровне. После устранения технического сбоя поставщик информации обязан представлять информацию в порядке, определенном соглашением.

В соответствии с требованиями приказа МВД России информация на бумажных носителях: анкеты (при досрочном выбытии либо увеличении срока пребывания гражданина Российской Федерации в соответствующей организации анкеты составляются и передаются со скорректированным сроком снятия с регистрационного учета по месту пребывания) - для гостиниц и иных подобных организаций, адресные листки прибытия, адресные листки убытия - для медицинских организаций и иных подобных учреждений, а также учреждений уголовно-исполнительной системы; либо на соответствующих электронных носителях (флэш-носитель, CD-диск) поставщиками информации должна передаваться непосредственно в подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России на районном уровне, а информация в электронной форме с использованием сети электросвязи, в том числе через Единый портал государственных и муниципальных услуг, - в территориальный орган МВД России на региональном уровне.


О требованиях к использованию так называемого нештатного оборудования автомобилей

Среди автолюбителей распространяется информация о том, что в соответствии с поправками в Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», якобы принятыми в 2020 году, любые изменения в их конструкцию должны утверждаться в Госавтоинспекции с прохождением обязательной сертификации в специализированных лабораториях. Например, что за установку так называемого нештатного оборудования, в частности фаркопов, внешних световых приборов, а также дополнительных багажников, в том числе на крыше автомобилей, владельцы транспортных средств будут привлекаться к административной ответственности.

Однако, указанная информация не соответствует действительности. Так, последние поправки в Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» были внесены в 2019 году, при этом процедуры внесения изменений в конструкцию транспортного средства они не касались.

Согласно действующим положениям Технического регламента, в случае, если багажник сертифицирован, и конструкция транспортного средства предполагает его использование, то никаких согласований с Госавтоинспекцией не требуется.

Если конструкцией автомобиля специальные места для размещения багажника не предусмотрены, то возможность такой установки может быть оценена в рамках процедуры внесения изменений в конструкцию транспортного средства.

Аналогичные требования предъявляются к тягово-сцепным устройствам (фаркопам). Перечень дополнительных внешних световых приборов, устанавливаемых на транспортное средство, и требования, предъявляемые к ним, строго определены положениями Технического регламента.

При этом необходимо отметить, что если установка, например, противотуманных фар не предусмотрена заводом-изготовителем конкретного транспортного средства, то проведение процедуры внесения изменений в конструкцию обязательно.

Установка на крыше автомобиля самодельных конструкций, не соответствующих требованиям безопасности, является внесением изменений в конструкцию транспортного средства и влечет за собой административную ответственность.


Со 2 ноября 2020 года транспортные средства, произведенные на территории Российской Федерации либо ввозимые из государств - членов Евразийской экономической комиссии, могут быть зарегистрированы исключительно на основании электронных ПТС

Все транспортные средства, выпускаемые в обращение на территории Российской Федерации, произведенные на ее территории либо ввозимые из иностранных государств - членов Евразийской экономической комиссии, со 2 ноября 2020 года могут быть зарегистрированы в подразделениях Госавтоинспекции исключительно на основании электронных паспортов транспортных средств. Порядок их оформления установлен решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22 сентября 2015 г. № 122 «Об утверждении Порядка функционирования систем электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники».

13 октября 2020 года в указанное решение внесены изменения, в соответствии с которыми в Беларуси, Казахстане и Киргизии до 31 декабря 2021 года остается возможность оформления паспортов транспортных средств по форме и в соответствии с правилами, установленными в указанных государствах. То есть срок обязательного оформления и применения электронных паспортов транспортных средств в данных странах перенесен до конца следующего года; оформить ПТС здесь пока возможно как в электронном, так и в бумажном виде.

Вместе с тем, если такие транспортные средства будут ввозиться в Российскую Федерацию после 1 ноября 2020 года, на них в любом случае должны быть оформлены электронные паспорта. При этом данное оформление может быть осуществлено как уполномоченными органами этих государств, которые также являются участниками системы электронных паспортов, так и уполномоченными органами и организациями Российской Федерации.

Отмечаем, что обязательной замены паспортов транспортных средств, оформленных ранее в Российской Федерации на бумажных носителях, не требуется. Замена таких паспортов может быть осуществлена исключительно добровольно, на основании волеизъявления собственника транспортного средства. Кроме того, приказом МВД России от 23 апреля 2019 г. № 267 «Об утверждении форм документов, идентифицирующих транспортное средство, и требований к ним», положения которого вступают в силу с 1 ноября 2020 года, установлено, что в случае утраты ПТС на бумажном носителе граждане Российской Федерации вправе получить его дубликат в подразделении Госавтоинспекции.


 

 

 

Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2021, МВД России