Истцу, индивидуальному предпринимателю – владельцу транспортного средства, отказано в удовлетворении исковых требований о признании действий сотрудников Госавтоинспекции по снятию транспортного средства с регистрационного учета незаконными

Истцу, индивидуальному предпринимателю – владельцу транспортного средства, отказано в удовлетворении исковых требований о признании действий сотрудников Госавтоинспекции по снятию транспортного средства с регистрационного учета незаконными и восстановлении регистрационного учета.

(Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2015. Истцу отказано в передаче кассационной жалобы (представления) для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации)

 Шестой арбитражный апелляционный суд

Постановление от 20 октября 2015 года

Шестой арбитражный апелляционный суд рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Министерства внутренних дел по Магаданской области на решение от 10.08.2015 по делу № А37-999/2015 Арбитражного суда Магаданской области принятое судьей Минеевой А.А. по заявлению Индивидуального предпринимателя Г. к Управлению Министерства внутренних дел по Магаданской области в лице Отдела государственной инспекции безопасности дорожного движения по Магаданской области третье лицо Общество с ограниченной ответственностью "Магадан-тест" о признании незаконными действий

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель Г. обратился в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением,уточненнымвпорядкестатьи49 АПК РФ, к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Магаданской области в лице Отдела государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления министерства внутренних дел Российской Федерации по Магаданской области ; далее – управление, уполномоченный орган) о признании незаконными действий по аннулированию регистрационных действий и государственного регистрационного знака автомобиля Шеньци SX 3255 DR354, а также обязании отменить аннулирование регистрации названного транспортного средства и поставить его на регистрационный учет, устранить иные ограничения,

связанные с запретом эксплуатации автомобиля – Шеньци SX 3255 DR354, VIN LZGCL2T45AX048299, год выпуска – 2010.

К участию в качестве третьего лица привлечено Общество с ограниченной ответственностью «Магадан-тест» (далее – общество, ООО «Магадан-тест»).

Не согласившись с данным судебным актом, управление подало апелляционную жалобу с учетом дополнений к ней от 29.09.2015, в которой просило его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований предпринимателя в полном объеме.

При этом заявитель жалобы приводит доводы о том, что у регистрирующего органа имелись правовые основания для совершения оспариваемых действий ввиду отсутствия документа, подтверждающего соответствие транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения. Полагает, что достаточных доказательств соответствия спорного транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения предпринимателем не представлено, а свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства на спорное транспортное средство отсутствует.

Данная позиция поддержана представителями управления в ходе судебного разбирательства, проведенного в режиме видеоконференц-связи.

Предприниматель в заседании суда выразил несогласие с доводами жалобы по основаниям, изложенным в представленном отзыве.

По его мнению, он является добросовестным приобретателем спорного транспортного средства, которое в соответствии с законодательством было выпущено в обращение. Кроме того указывает на то, что информация на сайте Росаккредитации содержит недостоверные сведения о заявителе, который приостановил действие сертификата соответствия за №С-CN.AB23.А.01079.

ООО «Магадан-тест» также отклонило позицию управления, полагая, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Исследовав материалы дела, изучив обоснованность доводов жалобы с учетом дополнений к ней и отзывов, заслушав лиц, участвующих в деле, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.

Из материалов дела видно, 14.07.2010 по договору купли-продажи транспортного средства №129, заключенного между ООО «СВС-Амур-Техторг», занимающегося продажей автоспецтехники, производства КНР, и индивидуальным предпринимателем Г., последним приобретен автомобиль Шеньци SX 3255 DR354, 2010 года выпуска, тип ТС грузовой самосвал, VIN LZGCL2T45AX048299, двигатель № 1610F132684, цвет вишневый.

На данный автомобиль имеется паспорт транспортного средства серия 28 ТХ 823081 от 13.07.2010, который был выдан на основании предъявленного ООО «СВС-Амур-Техторг» сертификата соответствия за №С-CN.AB23.А.01079, который, в свою очередь, выдан ООО «Магадан-тест».

Приобретенный предпринимателем автомобиль 03.08.2010 поставлен на регистрационный учет в МРЭО ГИБДД УВД по Магаданской области, о чем заявителю выдано свидетельство о регистрации транспортного средства 49 УК 086275.

Впоследствии предпринимателю стало известно, что регистрация спорного автомобиля аннулирована в связи прекращением действия (аннулирования) сертификата соответствия №С-CN.AB23.А.01079.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения предпринимателя в суд с настоящим заявлением.

В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания недействительными актов и незаконными действий (бездействий) процессуальный закон предусматривает наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному правовому акту и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Удовлетворяя требования заявителя, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о наличии совокупности этих условий, поскольку спорный автомобиль в установленном законом порядке прошел таможенное оформление; поставлен на регистрационный учет при наличии паспорта транспортного средства, который выдан на основании действующего, на тот момент сертификата соответствия, выданного аккредитованным органом сертификации продукции; данный автомобиль ранее уже допускался к участию в дорожном движении уполномоченными государственными органами и должностными лицами; проходил технические осмотры.

Возражения заявителя апелляционной жалобы направлены на несогласие с данными выводами, проверив которые апелляционная коллегия считает обоснованными.

Согласно пункту 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.

В соответствии с пунктом 2 Положения о государственной инспекции безопасности дорожного движения, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 № 711, Госавтоинспекция обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее именуются - граждане) законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.

В пункте 3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства внутренних дел России от 24.11.2008 № 1001 (далее - Правила) указано, что не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или при наличии запретов и ограничений на совершение регистрационных действий, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 51 Правил не производятся регистрация, изменение регистрационных данных, снятие с регистрационного учета транспортных средств и иные регистрационные действия до окончания проверок, осуществляемых в установленном порядке органами внутренних дел, а также при невыполнении требований настоящих Правил и Административного регламента либо в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. При установлении органом внутренних дел, проводящим проверку, обстоятельств, указанных в пункте 3 Правил регистрации, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства. При прекращении (аннулировании) регистрации признаются недействительным конкретное регистрационное действие (несколько регистрационных действий) и все последующие регистрационные действия.

Регистрационные документы, паспорта транспортных средств, регистрационные знаки в случае их наличия сдаются в подразделение Госавтоинспекции и утилизируются в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств, кроме признанных поддельными, а также регистрационные знаки, не предоставленные в регистрационное подразделение, выставляются в розыск.

В случае устранения причин, установленных правоохранительным органом и явившихся основанием для прекращения регистрации, восстановление регистрационного учета производится по месту прекращения (аннулирования) регистрации транспортных средств, с выдачей новых регистрационных документов и регистрационных знаков, а также паспорта транспортного средства.

Восстановление регистрации транспортных средств, производится: в отношении транспортных средств, регистрация которых прекращена (аннулирована) при установлении обстоятельств, указанных в пункте 3 Правил регистрации в случае устранения причин, явившихся основанием для прекращения (аннулирования) регистрации (пункт 13 Правил).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2005 №609 утвержден Специальный технический регламент «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ» (далее -Специальный регламент), который устанавливает требования к выбросам вредных (загрязняющих) веществ автомобильной техникой.

Согласно пунктам 3, 10 Специального регламента уровень выбросов на дату производства автомобильной техники (впервые изготовленной в Российской Федерации, а также в возимой на таможенную территорию Российской Федерации), выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, не должен превышать технические нормативы, указанные в пункте 8 Специального регламента.

В соответствии с пунктом 14 технические нормативы выбросов в отношении автомобильной техники, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, введены в действие с 01.01.2008.

Таким образом, автомобильная техника, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации с 01.01.2008, должна соответствовать техническим нормативам, установленным Специальным регламентом.

Согласно Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденному приказом Министерства внутренних дел России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 23.06.2005 № 496/192/134, документом, идентифицирующим автомобильную технику, является паспорт транспортного средства, который выдается в целях упорядочения допуска транспортных средств к эксплуатации на территории Российской Федерации.

В силу пункта 3 постановления Госстандарта России от 01.04.1998 № 19 «Об утверждении Правил по проведению работ в Системе сертификации механических транспортных средств и прицепов» в редакции изменений № 1, утвержденных приказом Ростехрегулирования от 10.12.2007 № 3453, датой выпуска в обращение транспортного средства (шасси) является дата оформления на него паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства).

Из изложенного следует, что поскольку в паспорт транспортного средства вносятся данные об экологическом классе транспортного средства на основании аннулированного сертификата соответствия, то есть отсутствует подтверждение соответствия автомобиля техническим нормативам, установленным Специальным регламентом, и автомобиль не может быть допущен к участию в дорожном движении, поэтому регистрационный орган снимает автомобиль с регистрационного учета.

По материалам настоящего дела судебной коллегией установлено, что по информации из Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Госстандарт) и Федеральной службы по аккредитации (Росаккредитация) управлением установлено, что прекратил действие (аннулирован) сертификата соответствия №С-CN.AB23.А.01079, на основании которого выдан паспорт транспортного средства на автомобиль Шельци SX 3255 DR354, принадлежащий предпринимателю.

Таким образом, получив информацию из компетентного надзорного органа, регистрирующий орган обоснованно, в соответствии с действующим законодательством, произвел аннулирование регистрационных действий со спорным автомобилем и уведомил об этом ИП Г. (письмо от 26.05.2015,чем не нарушал права и законные интересы заявителя по делу в сфере предпринимательской деятельности.

Данный вывод не противоречит позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 22.04.2011 № 5-П и определении от 07.12.2006 № 544-О, в соответствии с которой реализация права собственности в отношении транспортных средств при их использовании по назначению имеет свои особенности, которые определены спецификой их правового режима, связанной с их техническими параметрами как предметов, представляющих повышенную опасность для жизни, здоровья, имущества третьих лиц, и подлежит поэтому регламентации нормами не только гражданского, но и административного законодательства.

При таких обстоятельствах, апелляционная жалоба управления подлежит удовлетворению, а решение суда - отмене.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Магаданской области от 10.08.2015 по делу № А37-999/2015 отменить.

В удовлетворении требования Индивидуального предпринимателя Г. о признании незаконными действий Управления министерства внутренних дел Российской Федерации по Магаданской области в лице Отдела государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления министерства внутренних дел Российской Федерации по Магаданской области по аннулированию регистрационных действий и государственного регистрационного знака автомобиля Шеньци SX 3255 DR354 VIN LZGCL2T45AX048299 (год выпуска 2010г.) отказать.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.

Председательствующий Е.И. Сапрыкина

Судьи Т.Д. Пескова, Е.Г. Харьковская

Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2019, МВД России